Аналитика от МОСБФ об образовании в России

«Министерство образования и науки намерено провести «генеральную зачистку» профессий и сократить количество специальностей в вузах в 5 раз. После ревизии список профессий, которые можно будет получить в российских университетах, сократится с 500 до 100, пишут «Известия».

В ведомстве напомнили, что в официальных классификаторах довольно много профессий, которых уже почти нет или они не востребованы рынком труда из-за узконаправленности. Реорганизация скажется как на преподавателях, так и на университетах: придется скорректировать учебные программы, схему подготовки студентов.

Чиновники намерены перенять мировой опыт и перейти к двухуровневой схеме образования: вместо подготовки по специальностям в России начнут готовить по направлениям. В итоге студенты получат не узкую специальность, а подготовку широкого профиля. Окончательный список направлений должен быть опубликован уже в начале декабря 2013г.» РБК от 22.04.13 г.

Комментарий от МОСБФ:

Спустя 20 лет правительство, наконец, взялось за реформирование системы образования. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» тому доказательство. Невольно следуют задаться вопрос: «С чего это?»

Очевидно несколько предпосылок:

  • Высшее государственное образование перестало иметь статус значимого образования, выпускники ведущих российских ВУЗов с трудом могут найти себе работу
  • На содержание инфраструктуры государственных ВУЗов тратятся значительные материальные ресурсы (миллиарды и десятки миллиардов на один ВУЗ), которые финансируются за счет средств налогоплательщиков;
  • Работодатели стали скептически относится к выпускникам государственных ВУЗов, понимая, что это уже не полноценные специалисты
  • Уровень преподавателей ВУЗов стал резко падать (тенденция с 90-х годов), но в последнее время особенно заметно усиление тенденции, в силу отсутствия воспроизводства кадров, так, к примеру, кандидат наук, доцент (со степенью) получает порядка 25 тыс. руб., тогда как учитель в школе получает 40 – 45 тыс. рублей. Следует заметить, что уровень квалификации подготовки преподавателя в ВУЗе должен быть в несколько раз выше и, желательно, чтобы преподаватель еще имел бы опыт работы в реальном секторе экономики
  • Высшее образование не способно оперативно реагировать на обновление законодательства, экономической ситуации и вносить изменения в государственные учебные планы обучения (принцип из СССР: «Если вы не в плане пятилетки – ждите следующей пятилетки»)
  • «Золотой век» бизнес-образования прошел (ориентировочно 1998-2007 г.), предложить новую линейку качественных образовательных продуктов государственные финансово-экономические и управленческие  ВУЗы не в состоянии, в силу бюрократизации системы управления, отсутствия мотивации и новых преподавательских кадров, а иногда и не имеют желания по причине низкой рентабельности программ и большой бумажной волокиты

Следствием стала взвешенная политика Президента и правительства РФ и, по мнению МОСБФ, абсолютно правильная:

  • Россия перешла на двухуровневое образование (бакалавриат и магистратуру) – это привело к сближению российских стандартов образования с международными;
  • Россия отказалась от государственной аккредитации дополнительного профессионального образования (в соответствии с законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ), что, уровняло шансы, как государственных ВУЗов, так и частных бизнес-школ в деятельности на рынке бизнес-образования;
  • Укрупнение государственных ВУЗов привело к снижению расходов на содержание государственного образования, особенно в части финансирования администрации и ректората ВУЗов;
  • И, наконец, снижение количества специальностей с 500 до 100 даст снижения нагрузки на федеральный бюджет, упрощение внутренней работы внутри ВУЗов и возможность дополнительного импульса развития бизнес-образования в России.

Опыт ведущих европейских стран свидетельствует, что оплата труда врачей и преподавателей выше среднего уровня доходов. К сожалению, в России до сих пор отношение к образованию и медицине со стороны населения складывалось как к бесплатной услуге, что привело к значительному снижению уровня качества услуг в силу отсутствия платежеспособного спроса и оттоку квалифицированных кадров.