Наше экспертное мнение в газете «Независимая»

Филиппов Олег (директор по бизнес-образованию факультета «Инженерный менеджмент» РАНХиГС) выступил экспертом о состоянии и перспективах развития промышленного производства в России и сокращении в летние месяцы промышленно-производственного персонала.

Ссылка на сайт газеты «Независимая» (http://www.ng.ru/economics/2015-07-30/4_fired.html)

Предприятия вынуждены интенсивнее увольнять сотрудников

Отечественная промышленность погрузилась в болото

Алина Терехова
Корреспондент «Независимой газеты»

Промышленность продолжает сползать в болото вялотекущего кризиса – к такому выводу пришли экономисты Института Гайдара, проанализировав июльские данные о состоянии и ожиданиях промышленных предприятий. Исследователи отмечают рост числа увольнений в отрасли – и это притом что реальный сектор традиционно испытывает кадровый голод.
Показатели текущего кризиса далеки от того спада, который наблюдался в промышленности в 2008 году. Однако, как предупреждают в Институте Гайдара, радоваться этому рано. Потому что признаков оживления сейчас промышленность тоже не демонстрирует. Прогнозы по развитию ситуации в промышленности остаются неустойчивыми.

156-4-2

«Сначала все ждали обвала выпуска в начале года, а правительство активно стало спасать промышленность. И неразразившийся кризис позволил заговорить о «повестке развития». Однако негативная динамика промпроизводства уже во втором квартале сбила оптимизм наблюдателей и в который раз заставила их изменить прогнозы», – говорится в обзоре. Не отличаются стабильностью и ожидания самих предприятий: в первом квартале оценки предприятий ситуации в реальном секторе и их ожидания роста выпуска продукции провалились до двухлетнего минимума, во втором – поднялись до обычных, вполне некризисных уровней, в начале третьего квартала – вновь опустились до значений начала года.

 

Но пожалуй, одним из самых тревожных трендов июля стал резкий рост увольнений в промышленности. Разница между процентом приемов на работу и увольнений упала за месяц с — 4 пунктов, которые были в июне, до -16 пунктов и достигла уровня декабря прошлого года.
При этом в марте–июне занятость в промышленности росла, отмечают в Институте Гайдара. Сокращения в других секторах экономики позволили промышленникам частично решить кадровые проблемы. Однако в начале третьего квартала ситуация изменилась: несмотря на то что предприятия до сих пор испытывают дефицит кадров, увольнения не только возобновились, но и стали происходить чаще. Это позволяет предположить, что июльские увольнения происходили в значительной мере не по инициативе администраций предприятий, делают вывод экономисты. Отметим, что, по данным Росстата, в июне общая численность безработных выросла на 8,6% в годовом выражении, по итогам первого полугодия – рост на 6,3% к аналогичному периоду 2014-го.

 

Директор по бизнес-образованию Института отраслевого менеджмента Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Олег Филиппов считает, что рост увольнений в промышленности можно отчасти объяснить сезонностью.
«В данной ситуации можно говорить как о добровольных увольнениях, так и о вынужденном сокращении работников. С одной стороны, летом сотрудники предпочитают отдыхать, а не работать за копейки. С другой стороны, у промышленников мало заказов, и они не могут платить достойную зарплату. В летние месяцы происходит падение деловой активности, что приводит к снижению уровня реальных зарплат и отсутствию потребности в персонале», – пояснил эксперт. Напомним, что, по официальным данным, падение реальной зарплаты в стране в июне составило 7,2% к июню прошлого года.
По словам Филиппова, сотрудники чаще всего увольняются для того, чтобы отдохнуть, или в ожидании новой работы на осень. «В этот период в семье может работать один взрослый, особенно в кризисное время. В теневой рынок сотрудники перейдут вряд ли, так как государство достаточно серьезно стало бороться с теневым сектором», – рассуждает эксперт.

 

Замдиректора Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов считает, что инициаторами увольнения скорее выступают сами промышленники, так как ресурсов для повышения зарплат у них почти нет. По его словам, предприниматели приспосабливаются ко второму этапу кризиса – когда, казалось бы, дно наступило, но экономика при этом продолжает опускаться еще ниже. Сокращение фонда оплаты труда позволяет пустить дополнительные средства прежде всего на оплату долгов, а также, если что-то останется, и на инвестиции.
«Могу предположить, что из общеэкономических соображений сотрудников увольняют сами предприятия – чтобы бороться с замедлением роста прибыли», – говорит он. Миронов отмечает, что в кризис происходит перераспределение трудовых ресурсов, так что можно предположить, что часть уволенных сотрудников перетечет в те отрасли, которые сейчас показывают рост под влиянием импортозамещения или выхода на экспорт.