50 оттенков фейка в МВА
Бурное развитие дистанционного обучения вынуждает вернуться к теме жульнических МВА или, для тех, кто любит англицизмы, fake-MBA. Итак, ШЕСТЬ новейших признаков подделки.
1. Агрессивная, назойливая реклама МВА фейковой бизнес-школы и ее программ, лезущая буквально из каждого утюга с призывами типа «Начни учиться сегодня!», «Запишись на программу!», «Получи МВА всего за 99,9 рублей!», «Британский МВА за 199 рублей!» и т.п.
Серьезные бизнес-школы так себя не ведут, у них есть репутация, которую они не хотят ронять. Поэтому они не опускаются до расклейки приглашений учиться на МВА на заборах, не заполняют почтовые ящики спамовой рассылкой, не размещают дацзыбао на электронных досках и т.д. в надежде собрать все равно кого, лишь бы заплатили.
Фейковые «бизнес-школы» не заморачиваются такими тонкостями, репутации у них нет и не предвидится. Они работают «от количества». Отсюда второй признак — низкая цена.
2. Низкая цена. Любой знает, что «Мазда» или «Лексус» не могут стоить, как «Жигули» с пробегом, хотя в обоих случаях это — автомобиль. Так же соотносятся серьезная программа МВА в хорошей бизнес-школе к фейк-МВА. Но внушаемый оптимист упрямо скажет: там дешево, потому что дистанционная программа МВА менее затратна, а в остальном — все то же, что и у «больших». А ведь не то же! МВА — это не видео-лекции, а прежде всего, взаимное обучение слушателей и взаимный консалтинг, причем, в очном формате. И заменить это перепиской незнакомых людей в интернете ну совсем не получается!
Ведясь на дешевизну «программы МВА» за 50, 60 и даже за 160 тысяч рублей, гражданин надеется, что полученный им филькин диплом МВА будет неотличим от тех, что получают в серьезных бизнес-школах. Авось, никто не разберется, тем более что с виду красиво, по английски написано. Но это лашфар, ребята! Серьезных школ в России не так много и все они известны. Даже работодатели за 20 лет стали кое в чем разбираться — в некоторых случаях на входе в компанию клеют объявления «Выпускникам ХХХ не обращаться!». Отсюда у фейк-дельцов возникает насущная задача создания фейкового бренда у фейковой «бизнес-школы».
3. Фейковый бренд. Сейчас (спасибо законодателю!) для того, чтобы объявить себя бизнес-школой многого не надо, достаточно сайта с громким названием и девчушки на аутсорсе, которая возникает в окошке «консультанта» и вместо ответа по-существу назойливо выпытывает телефон и адрес почты.
Так вот, о названии «бизнес-школы». Хорошо идет псевдопринадлежность к структурам власти. Что-нибудь, со словами «международный», «первый», «новый», типа «Новая бизнес-школа при Председателе Правительства» или «Первая бизнес-школа при Госсовете ЦФО». А впрочем, чего стесняться, можно назваться даже «РАНХиГС», все равно ничего за это не будет. Если фантазия позволит, можно взять в международном масштабе — «Международная школа бизнеса Содружества стран Тихоокеанского региона» или «Бизнес-школа при ЮНЕСКО».
А дальше — лепи в фотошопе красивый диплом, пиши с десяток отзывов якобы выпускников, ставь логотипы известных компаний, в которых якобы «работают наши выпускники» и — дело в шляпе. Ну, почти, потому что еще нужно поработать с юристами.
4. Лукавый договор на обучение. Юристов сейчас больше, чем сантехников. И составить договор так, чтобы фейк-школа ни за что не отвечала не составляет труда. И впрямь, за что ей нести ответственность? За ваши кровные 99 рублей вам прислали ссылки на видео, какие-то тесты подогнали, что-то свое вы на какой-то там мэйл отправили и получили заслуженную пятерку. А в конце — тот самый красивый диплом, чего ж еще?
Но юрист даром хлеб не ест — фейк-школа по договору, вдобавок, получает деньги за все: за зачет, за экзамен, за просрочку со сдачей теста (зашился на работе, послали в командировку, не успел — «море» возможностей!). Нам некоторые горе-клиенты сообщают, что в их фейк-школе стимулируют на преждевременный уход с программы — деньги-то не возвращаются!
5. Любимый фейк-прием в фейковой школе бизнеса — обклейка всего, что можно иностранными логотипами. В мире есть масса влиятельных международных профессиональных ассоциаций, чей логотип можно без зазрения совести разместить у себя как свидетельство «партнерства» или «членства» — кто там будет проверять! Тот же подход к якобы международным «аккредитациям» — никто не докопается, пипл все схавает! Главное — нарисовать красиво в фотошопе.
О текстах про «ведущую российскую бизнес-школу», «высочайшее качество обучения», «известных экспертов, бизнесменов-преподавателей» даже не говорим — все пережевано и стащено у действительно серьезных бизнес-школ. А выдумки про богатую историю и большой опыт работы на рынке — вообще мелочь, это делают почти все фейк-школы.
6. Удивительное совпадение — в большинстве случаев, как уже можно было заметить, средоточием фейковых МВА являются школы, работающие исключительно в дистанционном режиме. Не все, конечно, но факт — среди этой категории фейка значительно больше. И это понятно: всё — по интернету, не нужно ни современных аудиторий, ни штата квалифицировнных и, как правило, «дорогих» преподавателей, ни качественного оборудования. У многих фейковых школ даже офиса нет, на сайте — только почта и мобильный девчушки на аутсорсе. И какой преподаватель с вами общается по почте — неизвестно, назови его хоть Петровым, хоть Джеком Траутом (он уже умер, но большинство этого не знает).
Мы не призываем сходу отвергать всё дистанционное обучение на рынке, просто будьте повнимательнее.
ВЫВОДЫ.
Итак, если вы решили поиграть в игру «дешево и сердито»:
- проверяйте буквально все: оригиналы лицензии, учредительные документы, аккредитационные сертификаты (и на зарубежных сайтах ассоциаций — обязательно)
- внимательно читайте договор на обучение
- просите демо-доступ в личный кабинет
- смотрите, как организован учебный процесс, что представляют собой учебные материалы, тесты, как организовано общение с преподавателем и другими студентами
- читайте отзывы не на сайте школы (там все красиво, можете не сомневаться), а на форумах и независимых сайтах.
Подробнее на сайте: MBA.su